Роликовая цепь

Роликовые цепиРоликовая цепь - это конструкция, состоящая из последовательно соединённых звеньев двух типов. Внутреннее звено изготавливается из двух пластин, закреплённых между собой неподвижными втулками, на которые надеты вращающиеся ролики. В свою очередь, внешнее звено также представлено двумя пластинами, которые удерживаются, валиками (пинами), проходящими через втулки внутренних звеньев. Цепь приводится в движение звёздочками передачи, при взаимодействии зубьев звёздочки со звеньями - ролики перекатываются, и таким образом меняют трение скольжения на трение качения. Такой подход позволяет увеличить КПД передачи, существенно замедлив его износ.

Роликовые цепи начали активно использоваться в 19 веке и не менее актуальны сегодня. Известно, что первым кто создал проект подобной цепи, зарисовав её эскиз, был Леонардо Да Винчи. Однако технологический уровень эпохи возрождения не позволил создать и использовать конструкцию при жизни его создателя.

Первый патент на роликовую цепь был получен в 1829 году французским медальером Андре Галлем. По сей день роликовая цепь известна как цепь Галля. Несколько позже - в 1880 году появилась наиболее удачная и применимая в промышленном производстве конструкция такой цепи, которую создал Ганс Ренольд, наладив массовое производство. Именно этот изобретатель справедливо признан отцом роликовой цепи. Благодаря Ренольду этот тип цепей получил массовое распространение в технике как надёжный и высокопроизводительный узел механизмов.

Роликовые цепи

Существуют также роликовые цепи с изогнутыми пластинами. Такие цепи значительно лучше выдерживают ударные нагрузки. Основным недостатком таких цепей является низкая точность кинематики передачи, причиной которого является высокое упругое растяжение при нагрузках. При необходимости передать внушительные усилия используют многорядные роликовые цепи, которые применяются со специальными многовенцовыми звездочками.

Следует отметить, что прогресс не всегда позитивно сказывался на эволюции роликовых цепей. В 20-м веке появились так называемые безвтулочные роликовые цепи. Причиной их появления являлось желание производителей снизить стоимость производства. Как следует из названия, конструкция такой цепи лишена втулок, а роль втулки выполняют точно выполненные глубокие пуклёвки отверстий внутренних пластин, находящиеся друг напротив друга. Эти цепи имеют существенный недостаток – низкую износоустойчивость, обусловленную небольшой толщиной стенок осевых пуклёвок и высокой подвижностью пластин. Низкая цена такой цепи едва ли компенсирует недостаток надёжности.

Для стандартизации роликовых цепей, унификации их конструкции и маркировки в мире принято 3 основных стандарта: Европейский - ISO 606-94, в США - ANSI B29.1-2011, и действующий на территории РФ и других страх постсоветского пространства наряду с ISO - ГОСТ 13568-97.

Одним из лидеров производства роликовых цепей в Европе является итальянская компания ZMC. Благодаря применению высоконадёжных сталей и современного оборудования роликовые цепи компании ZMC завоевали репутацию безупречных узлов механизмов в 12-ти странах мира.